Главная » Файлы » Методические материалы |
[ Скачать с сервера (3.54 Mb) · Скачать удаленно () ] | 07.07.2015, 23:26 | ||||||||||||
Методическая разработка «Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
Аннотация Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно- ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения истории и обществознанию. Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Все возрастающий объем знаний, умений, опыта творческой деятельности человечества сейчас нередко вступает в противоречие с ограничением времени, которое подрастающее поколение может затратить на овладение всем этим. В создавшейся ситуации очень актуальной становится проблема систематизации учебного материала. Методическая разработка может представлять интерес и для преподавателей других дисциплин, а так же при организации дополнительных занятий и внеклассных мероприятий. В целом данная методическая разработка позволяет сделать процесс приобретения новых знаний более доступным и эффективным.
Введение В моей профессиональной практике учителя истории и обществознания часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
«Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
Системный подход к формированию предметных и метапредметных знаний и умений требует конструирования содержания учебных предметов. В связи с обозначенными обстоятельствами вопрос, связанный с обучением учащихся конструированию СЛС на уроках обществознания, можно считать актуальным и своевременным. Схемы, как виды знаковой наглядности, применяются чаще всего для систематизации знаний и облегчения запоминания учебного материала, что позволяет усвоить значительно больший объем информации в определенной логической последовательности. Применение схем на уроках истории для получения новых знаний и систематизации и обобщение изученного материала стало основным методом работы с учащимися на уроках истории во всех классах. Задачи: · развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать эти умения и навыки на практике; · развитие способностей: внимания, памяти, логического мышления; · развитие самостоятельности при работе с текстовым материалом; · развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся; · развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать; · развитие коммуникативной компетенции; · формирование интересов и навыков к исследовательской деятельности; · воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы. Практика показывает, что определенная роль в этом, на мой взгляд, принадлежит структурно-логическим схемам, которые придают процессу преподавания большую конкретизацию и организованность. Схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях. Она оптимальна: 1. С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания. 2. С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала. 3. С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память. 4. С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале. 5. С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия. Достоинства структурно-логических схем: 1. Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям. 2. Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности. 3. Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц. 4. Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде. 5. Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий. 6. Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке. 7. Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету. Этапы работы со схемами:
Главная особенность систематизации материала через структурно-логические схемы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности, позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию. Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.
В большинстве случаев наиболее результативным является составление схемы после прослушивания материала. Учитель должен сориентировать детей, подсказать, на что следует обратить внимание, заранее сказать, какие незнакомые слова им встретятся и что они значат. Перед учащимися должна быть поставлена четкая цель – что они должны узнать. Составленные самими учащимися СЛС развивают способности сравнивать факты и явления, делать самостоятельные выводы, т. е. формируется научное мышление и мировоззрение. Такой прием повышает эффективность преподавания и учения. Выполнение таких заданий требует осознанного отношения к учебному материалу, способствует выработке определенного алгоритма умственных действий, формирует умение учиться самостоятельно, что способствует достижению метапредметных результатов обучения. Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность. Практика проведения уроков по принципу системности в личностно ориентированном обучении показала возможность: Обобщение системы:
Применение в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей. Пример использования СЛС в учебном процессе: Тема урока по обществознанию в 8 классе «Человек-существо биосоциальное» (с применением элементов технологии критического мышления). Цель:
Задачи: 1. Учебная: закрепить, систематизировать знания учащихся о том, что человек – существо биосоциальное, о его деятельности, потребностях, способностях, характере и т.д. 2. Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки, способствовать развитию познавательного интереса. 3. Воспитательная: развитие навыков культуры общения, социального кругозора. План урока
Ход урока.1. Постановка цели и проблемы урока перед учащимися.Нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания о человеке, его деятельности, потребностях, способностях, культуре. Для этого необходимо выполнить задание по составлению структурно-логической схемы.
На чистых листочках напишите слова или словосочетания связанные с предметом изучения или характеризующие его (составление кластера). Из другой стопы выберите слова, которые с вашей точки зрения, также могут характеризовать изучаемый предмет, но при этом рядом со словом, которое вы выбираете нужно поставить определенный знак: "+" я это знаю; "-" я так не думал; "?" не понял; "НИ" новая информация, а остальные уберите в сторону.
- Почему вы написали или выбрали данные характеристики? - Какие слова для вас непонятны или не известны? На следующем этапе работы вам необходимо составить из данных слов структурно-логическую схему (работа в группах, индивидуально): 1. Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. 2. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2. 3. Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим линией. Слово 1 группе Слово 2 группе. Проверка полученных схем. Занесение схемы в тетрадь.
Сделайте Вывод (Прочитайте схему). Обратимся к схеме. Подведем итог – один из важных моментов урока на любой ступени обучения. III. Подведение итогов. Выставление оценок. Список литературы: 1. Айсмонтас Б. Б. О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической психологии») // Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник научных трудов. — М., МОСУ, 2002. 2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: Т. 2. — М., 1982. — 5- 561 с. 3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка — М., 1985. 4. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд. — М.: Прогресс, 1965. — 210 с. 5. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с. 6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с. 7.Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. | |||||||||||||
Просмотров: 3323 | Загрузок: 379 | |
Всего комментариев: 0 | |