Главная » 2015 » Август » 27 » ПОДВИГ ГАСТЕЛЛО. Миф или история?
14:46
ПОДВИГ ГАСТЕЛЛО. Миф или история?

6 мая 1907 года в Москве в семье рабочего из Белоруссии обрусевшего немца Франца Гастелло родился мальчишка, которого назвали Николаем. Жили на рабочей окраине, так что большую часть времени Коля проводил на улице. Там и закалился его характер – неуступчивый, упрямый. И хотя Гастелло не был лидером в мальчишечьих ватагах, но друзья знали – на него всегда можно положиться, не выдаст. Разразившаяся Первая мировая война и революция привели к тому, что семья Гастелло, для того чтобы прокормиться, перебралась в город Муром. Случилось это в год смерти Ленина - в 1924 году. Здесь Франц Гастелло поступил работать на паровозостроительный завод, куда после окончания школы № 33 пришел освоить профессию слесаря и повзрослевший Николай. Он был очень энергичный, не мог ни минуты сидеть без дела, стал заводилой для заводской молодежи. И не случайно спустя некоторое время Гастелло-младшего избрали сначала комсоргом цеха, а потом и кандидатом в ВКП(б). Молодой коммунист решил вернуться на свою малую родину, приехал в Москву и устроился на Государственный механический завод строительных машин имени Первого Мая.
Отсюда и был призван в армию в мае 1932 года и направлен в Луганскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил годом позже. А спустя пять лет полк, в котором служил Гастелло, принимал участия в боях на реке Халхин-Гол, где Николай Францевич набрался боевого опыта. Еще позже он отправился на свою вторую войну, на этот раз на советско-финляндскую. Одним словом, к началу Великой Отечественной войны капитан Гастелло был отнюдь не новичком. В мае 1941 года его назначили командиром 4-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Уже значительно позже, в начале 70-х, исследователь огненных таранов Б. Васильев обнаружил в архивах подписанное Жуковым представление к высшей награде воинов, отличившихся в боях против японцев на Халхин-Голе. Значилась здесь и фамилия военкома бомбардировочного полка Михаила Ююкина, который, как оказалось, был первым «воздушным наставником» Гастелло. Попав в заградительный огонь, самолет мгновенно загорелся. Командир приказал экипажу покинуть машину, а сам, тяжело раненный, протаранил японский дзот. Но звания Героя Советского Союза Ююкин так и не получил даже посмертно. Дело в том, что члены его экипажа, среди которых был и Николай Гастелло, приземлились на парашютах на территорию, занятую врагом. Они сумели пробиться к своим, но факт остается фактом. То есть, у Николая Францевича был образец для подражания. Свой первый боевой вылет экипаж Гастелло совершил уже в 5 часов утра 22 июня 1941 года. Но в первые три дня авиационный полк понес значительные потери, и 24 июня решено было из остатков самолетов собрать две эскадрильи, одну из которых и возглавил Николай Гастелло. День 26 июня 1941 года сложился для полка трагически. Уже с утра первая эскадрилья была поднята в воздух для того, чтобы помешать продвижению немецких танковых колонн к Минску. Из этого задания не вернулись несколько экипажей, в том числе и командирский, капитана Маслова, который был подбит в районе Радошковичей, а потом уже врезался во вражескую колонну. Именно останки его экипажа были обнаружены в братской могиле пос. Радошковичи, которая почиталась, как место захоронения экипажа Николая Гастелло. Случилось это спустя 10 лет после огненного тарана, когда было дано указание тщательно исследовать место подвига Гастелло и собрать все вещественные доказательства, которые к тому времени сохранились. Для тех, кто проводил эксгумацию - это было шоком. Если здесь собраны останки экипажа Маслова, а кроме него в самолете находились лейтенант Владимир Балашов, старший сержант Григорий Реутов и младший сержант Бахтурас Бейскабаев, то где искать то, что осталось от самолета командира второй эскадрильи? Куда же подевался Николай Гастелло со своим экипажем? Как свидетельствуют документы, он вылетел на задание спустя полтора часа после гибели экипажа Маслова, был подбит немецкими зенитками примерно на этом же маршруте, и ушел на бреющем полете к другой деревне, надеясь напоследок нанести как можно больший урон гитлеровцам. Скорее всего, самолет Гастелло рухнул в 25 км от Радошковичей, в деревне Мацки, которая находилась среди непроходимых болот. Несмотря на это, немцы с земли определили место гибели и бросились на поиски, потому что от самолета отделился парашют – кто-то из экипажа успел выпрыгнуть. Парашютист приземлился на огороде одного из селян, а самолет рухнул в болото. Немцы оказались проворны – летчик не успел даже застрелиться. Но кто это был? Сейчас установить сложно… Косвенным доказательством этой версии служит тот факт, что в окрестностях мацковских болот были обнаружены обрывки посмертного письма одного из членов экипажа Гастелло к жене, а также медальон еще одного из них. Но здесь-то спрятана нестыковка. Если самолет рухнул в болото, то каким образом письмо из нагрудного кармана, а медальон с шеи могли оказаться на поверхности? Как может сохраниться разборчивый почерк на клочке бумаги, которая долгое время была подвержена разрушению во влажном климате болота? ... Но вернемся к бою. Самолет Гастелло загорается после попадания снарядов и уходит на бреющем полете за лес, пытаясь сбить пламя. Минуту спустя в эпицентре событий в районе Радошковичей появляются самолеты ведомых Гастелло. Они видят, как горит вражеская техника внизу, вокруг разбросаны останки советского бомбардировщика, чернеет огромная воронка от взрыва. И что они могли подумать? Только то, что их комэска совершил подвиг, направив самолет в скопление вражеской техники. По возвращении на родной аэродром, два лейтенанта доложили об этом подвиге начальству, те направили свой рапорт. И уже 26 июля 1941 года Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Конечно, многие детали выяснились спустя некоторое время. Возможно, оба пилота могли бы больше рассказать о том, что они видели. Но они погибли спустя несколько дней. К тому же не стоит забывать, что события разворачивались на территории, оккупированной гитлеровцами, и проверить, кто и как погиб, было просто невозможно. И потом из 27 бомбардировщиков, вылетавших бомбить вражескую бронетехнику летом 1941 года, в район Радошковичей вернулся только один! И в этот конкретный день, 26 июня 1941 года, только над Радошковичами было сбито 15 советских бомбардировщиков. А из 148 членов экипажей 207-го авиаполка установлены места гибели только 12!
Стране нужны были герои, которые выполнили свой воинский долг до конца, не щадя жизни! И особой разницы, кто это: Гастелло, Маслов или кто-то другой, для советских воинов не было! Дело-то не в фамилии. Летчики, в большей своей части, были героями! Справедливость восторжествовала 55 лет спустя после подвига. Указом Президента РФ Бориса Ельцина, всему экипажу капитана Маслова посмертно присвоено звание Героя России. А президент Назарбаев присвоил еще и звание Героя Казахстана своему земляку Бейскабаеву.
Автор: Юрий Москаленко 
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5609/
 

Когда был совершен первый воздушный таран Великой Отечественной?

Когда заходит речь о таранах, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны, обычно вспоминается Николай Гастелло, бросивший свой самолет на немецкую колонну 26 июня 1941 года под Радошковичами. Правда, до сих пор спорят – кто же именно оказался автором тарана, капитан Гастелло или капитан Маслов – оба самолета не вернулись на аэродром. Но дело даже не в этом. Широко известный под именем «подвига Гастелло» таран не является воздушным, это – таран наземной цели, его еще назвали огненным тараном. А мы сейчас поговорим именно о воздушных таранах – целенаправленном столкновении самолета с целью, находящейся в воздухе.
Впервые в мире таран воздушной цели был совершен 26 августа 1914 года знаменитым летчиком Петром Нестеровым (он же был автором «мертвой петли», которую еще называют «петля Нестерова»). Нестеров на легком самолете «моран» таранил тяжелый австрийский «альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и Нестеров. Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика. И вот – первый день Великой Отечественной. «Сегодня, двадцать второго июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» – голос Юрия Левитана, зачитывавшего заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР, услышали во всех уголках страны, кроме тех, где уже шли бои. Ну да, те, кто внезапно оказался на линии фронта, не нуждались в дополнительных сообщениях. Они уже видели врага. Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий – в соответствии с отработанной тактикой блицкрига, германская авиация бомбила спящие аэродромы. Но не все. Часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой – в первые минуты с начала войны. О таранном ударе советские летчики имели лишь теоретическое представление. Оно и понятно, еще никому не пришло в голову отрабатывать этот прием на практике. Причем история авиации четко определяла таранный удар как смертельный для летчика. И вот – в первые же минуты войны начались тараны! И, что самое интересное, не все они оказались смертельными. Кто именно совершил первый воздушный таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно. Первый таран? Возможно. Но вот – 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда. 22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). При таране погиб. 22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев, служивший в 123-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил – выбросился с парашютом. Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом. Молодые ребята решались на таранные удары, защищая свою землю от врага. Они не думали о том, что таран смертелен. Более того, они рассчитывали уничтожить врага и выжить. И, как оказалось, это вполне реально. Они вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации – таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Более того, впоследствии выяснилось, что при таране можно спасти даже самолет – после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны в результате тарана). Но это было уже потом. А в первые минуты и часы войны летчики, идущие на таран, знали только один пример – Петра Нестерова, героя первой мировой войны. И они шли на смертельный риск. Не ради славы, ради победы. Летчики, бросавшие свои машины на таран, верили в то, о чем говорил всей стране Левитан: «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!»
«И нам нужна всего одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», – они не стояли за ценой, платя максимально, отдавая собственные жизни ради этой одной на всех Победы. Они не думали, кто именно из них станет первым со своим тараном, это нам, потомкам, интересно найти Того Самого Героя. А они даже героями себя не ощущали. Петр Рябцев о своем таране написал брату так: «Я уже чокнулся в небе с одним гитлеровским молодчиком. Вогнал его, подлеца, в землю», – это не описание подвига, он не тараном гордился, а тем, что уничтожил одного врага! «Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…» – огонь действительно был смертельным, но оказался бессильным против них, таких удивительных людей. Вечная слава им. И вечная память. Всем вместе и каждому в отдельности.

Автор: София Варган 
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-46936/
© Shkolazhizni.ru

Просмотров: 478 | Добавил: naaata | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 ppu-pro_Gup  
0
Наша бригада искусных мастеров предоставлена подать вам прогрессивные методы, которые не только обеспечат надежную безопасность от прохлады, но и дарят вашему дому стильный вид.
Мы деятельны с новыми строительными материалами, гарантируя долгий срок службы эксплуатации и превосходные решения. Утепление внешнего слоя – это не только экономия тепла на огреве, но и заботливость о окружающей среде. Энергоэффективные технологии, какие мы претворяем в жизнь, способствуют не только дому, но и поддержанию природы.
Самое ключевое: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасадов цена за м2</a> у нас составляет всего от 1250 рублей за метр квадратный! Это доступное решение, которое изменит ваш помещение в реальный комфортный местечко с минимальными тратами.
Наши примеры – это не исключительно изолирование, это формирование помещения, в где каждый аспект символизирует ваш особенный манеру. Мы рассмотрим все все твои пожелания, чтобы осуществить ваш дом еще дополнительно уютным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте дела о своем обители на потом! Обращайтесь к квалифицированным работникам, и мы сделаем ваш домик не только комфортнее, но и стильнее. Заинтересовались? Подробнее о наших сервисах вы можете узнать на сайте компании. Добро пожаловать в обитель уюта и качественной работы.

1 ppu-prof_En  
0
Наша команда профессиональных исполнителей предоставлена предлагать вам перспективные системы утепления, которые не только обеспечат надежную охрану от прохлады, но и подарят вашему дому трендовый вид.
Мы занимаемся с современными компонентами, утверждая продолжительный время эксплуатации и отличные решения. Теплоизоляция фасада – это не только экономия на отоплении, но и заботливость о экологической обстановке. Сберегательные технические средства, какие мы внедряем, способствуют не только жилищу, но и сохранению природных богатств.
Самое ключевое: <a href=https://ppu-prof.ru/>Стоимость утепления фасада с декоративной штукатуркой</a> у нас открывается всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое изменит ваш помещение в фактический уютный местечко с скромными затратами.
Наши труды – это не просто теплоизоляция, это формирование области, в котором каждый элемент символизирует ваш личный стиль. Мы рассмотрим все ваши запросы, чтобы осуществить ваш дом еще еще больше дружелюбным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте дела о своем ларце на потом! Обращайтесь к исполнителям, и мы сделаем ваш корпус не только теплым, но и по последней моде. Заинтересовались? Подробнее о наших делах вы можете узнать на нашем сайте. Добро пожаловать в сферу гармонии и качества.

Имя *:
Email *:
Код *: